ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Наиболее важной задачей на уровне школьного образования является создание нового содержания образования, основанного на компетентностном подходе и создании надлежащих безопасных условий образования в качестве одного из основных условий для комплексной модернизации системы образования Кыргызской Республики. Необходимость создания в общеобразовательных организациях безопасной, толерантной и поликультурной образовательной среды, которая также обеспечит «инклюзивность образовательной системы» определена в Национальной стратегии Устойчивого развития КР и прописана в Программе Правительства по переходу к устойчивому развитию на 2013-17гг. В рамках этих документов высшим политическим руководством был официально объявлен курс Кыргызстана на устойчивое развитие.
Само понятие устойчивого развития несет в себе важный воспитывающий фактор, так как здесь ставится в центр развития сам человек, и рассматривает экономический рост через призму интересов и потребностей каждого человека, также устойчивое развитие полагает разумное использование ресурсов бережное отношение к природным лимитам и концепт, что ресурсы нужны «для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений».
Курс на выполнение Целей устойчивого развития сейчас берут все страны мира, и все согласны с тем, что без системы образования, которая создает интеллектуальный капитал нации, достижение этих целей невозможно. Соответственно, важно обеспечить достижение более высоких результатов в области образования.
Одним из важнейших ресурсов образования является сама его инфраструктура. Дети должны обучаться в чистых, теплых, безопасных школах. Однако до сих пор в ряде школ нет чистой питьевой воды, а школьные туалеты находятся на улице. Также во многих школах не обеспечены другие необходимые условия безопасности (свет, тепло и энергоэффективность, вентиляция и т.п.). Эти факторы влияют на здоровье детей. Кроме того, их несоблюдение формирует негативные поведенческие стереотипы в ресурсосбережении, которые переносятся потом в собственные дома и не способствуют созданию безопасной и энергоэффективной среды и устойчивому развитию в целом. Представители местных сообществ мало информированы о современных стандартах экологической безопасности.
Говоря о психологической безопасности в системе образования, необходимо иметь в виду, что школа, имея в виду внутреннюю атмосферу, не всегда имеет эффективные механизмы обеспечения психологического комфорта учеников. Школьная среда, как ни печально это признавать, является для некоторых учеников стрессогеном, что в свою очередь приводит к различным негативным последствиям.
Для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической безопасности личности, которая включает в себя и информационную ее защищенность. Борьба с насильственным поведением всех форм и видов должна быть совместной работой государства, организаций образования, местных органов власти, родителей и общественности. Только в этом случае мы сможем сделать наши школы безопасными для детей.
ЧТО ТАКОЕ БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА?
Безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая полноту безопасности и минимизацию всех видов рисков.
Безопасная школьная среда включает в себя несколько аспектов:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, высокое качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность, садоводство и т.д.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
безопасные здания, включая безопасность в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
недискриминационная, ненасильственная и толерантная среда
В центре и мерилом любого образовательного процесса, любой школы является конкретный ребенок, наша задача построить для него безопасный мир в стенах школы!
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
С целью разработки механизмов обеспечения возможности создания безопасной образовательной среды в общеобразовательных организациях КР реализуется проект «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР».
Общая цель деятельности заключается в оказании поддержки дальнейшему развитию межсекторальных партнерских отношений между МОН, местными органами власти, организациями социального партнерства, организациями гражданского общества и школами по формированию механизмов создания безопасной образовательной среды.
Для достижения общей цели партнеры по проекту разработали стратегию, состоящую из множества мероприятий, сгруппированных в 3 кластера и охватывающие все регионы Кыргызстана, включая город Бишкек. Эти мероприятия сфокусированы на решении основных задач в системе образования в Кыргызстане: безопасность образовательной среды, качество образования и неудовлетворительность результатами обучения, нехватка человеческих ресурсов и возможностей для проведения реформ в сфере образования.
Для эффективного решения перечисленных проблем, партнеры проекта предлагают решение конкретных задач, а именно:
РАЗРАБОТКА И ПРОДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА
Разработка и продвижение руководства / методических рекомендаций по применению комплексного стандарта для безопасной и здоровой образовательной среды в школах
Вовлечение в этот процесс разработки органов исполнительной власти, в частности Министерства образования и науки КР, Министерства финансов, и т.д., и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Продвижение Стандарта для принятия государственными органами на уровне нормативного правового акта, обязательного для исполнения на всей территории страны.
НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ, МЕСТНОМ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Повышение потенциала администраций 350 школ и сотрудников районных и городских отделов образования в области совершенствования организационной структуры и управления человеческим потенциалом для обеспечения безопасности школьной среды
Повышение потенциала органов местного самоуправления всех областей, членов школьных попечительских советов, неправительственных организацией в области образования
Разработка обучающего модуля для специалистов методистов районных/городских отделов образования по менеджменту и механизмам финансового обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды в школах
Внедрение учебно-методического комплекса по управлению и финансовому обеспечению безопасной школьной среды в систему подготовки педагогов и управленческих кадров в образовании
Организация разработки комплекса учебно-методических материалов по соответствующим образовательным областям с учетом принципов устойчивого развития, энергоэффективности и безопасности
Разработка обучающих материалов для студентов педагогических и управленческих профилей по вопросам формирования безопасной/здоровой образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах
Создание в вузах страны 3-х ресурсных информационно-методических «Центров по развитию толерантности и безопасности образовательной среды» с использованием технологий создания безопасной/здоровой образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах, для проведения там практических занятий с будущими педагогами
Повышение потенциала членов Общественных советов Министерства финансов и Министерства образования и науки по вопросам управления финансированием образования, мониторинга финансирования образования, в том числе по вопросам обеспечения безопасной образовательной среды
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛАХ СТРАНЫ КАК ЧЕРЕЗ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ТАК И ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ И ШКОЛ
Пилотирование и трансляция опыта 12 пилотных школ страны по организации безопасной/здоровой образовательной среды. В этих школах проводятся мероприятия по повышению безопасности образовательной среды и с целью устойчивости формируются пилотные группы «Советников по безопасности» и отрабатываются механизмы менеджмента безопасности образовательной среды.
Внедрение практических методов экологической безопасности в школах через обучение администрации и преподавательского состава
Информирование образовательных организаций, ОМСУ и общественности о возможностях обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды
Создание и поддержка веб-платформы www.safe.edu.kg проекта как информационного ресурса по вопросам обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды и практикам формирования ненасильственного поведения.
ПУБЛИКАЦИИ ПРОЕКТА
ТОЛЕРАНТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ШКОЛ
В данном руководстве представлены разработки, направленные на формирование компетенций в сфере толерантного, антидискриминационного поведения с учетом измерения гендерного равенства и практик ненасильственного поведения у учителей и учащихся, способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды.
ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ШКОЛ
Школа представляет собой жизненно важную среду, а здоровое питание школьников является одним из условий для обеспечения ее безопасности. Недостаточное внимание к данному вопросу в школе может привести к отрицательным и необратимым последствиям для здоровья и безопасности развития детей.
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНЫМ ЗАКУПКАМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Данное Руководство призвано представить необходимую информацию для принятия решений закупающим организациям, в том числе об основных санитарно-гигиенических требованиях и требованиях к безопасному качеству продукции для образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении безопасности и качества закупаемых товаров и услуг для образовательных организаций Кыргызской Республики.
ОБЩЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ
ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ А.А. БРУДНОГО
Публикация «Общение и самопознание: пособие по психологической безопасности» представляет собой подборку материалов из трудов А.А. Брудного, направленных на познание психических закономерностей жизнедеятельности человека и формирование психологически безопасной среды как на внутриличностном, так и межличностном уровне. Пособие также содержит практические рекомендации по применению «техник самоконструирования» личности.
ЗАЩИТИМ СЕБЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
В настоящем пособии представлены методические разработки для учителей по проведению обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности в районах с высоким риском возникновения стихийных бедствий. Пособие ставит своей целью повышение уровня безопасности детей за счет их подготовки к четким и осмысленным действиям в экстремальных ситуациях, освоения навыков определения зон риска в доме и школе, обучения правилам поведения при землетрясениях, селях, паводках.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
ВИЗУАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
Пришкольное озеленение – важная и незаменимая часть создания благоприятной среды для здоровья и разностороннего развития школьников: эстетического, культурного, экологического. Это также форма оздоровления пришкольной территории и возможность создания безопасной образовательной среды.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЗАДАЧА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Предлагаемая вниманию публики брошюра посвящена актуальнейшей задаче формирования экологического мировоззрения. Авторы убеждены, что ключевая роль в решении принадлежит системе образования как важнейшему социальному институту, обладающему значительными ресурсами, позволяющими ему выступить интегрирующей общественной силой.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК “БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА”
Школа – это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Экологически безопасная школа – это не только здание, где проходят уроки. Главное требование здесь – сохранение здоровья. Школа должна быть местом, свободным от вредных воздействий, которое поддерживает физическое, умственное и социальное благосостояние.
РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОГРАММ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Руководство содержит этапы и процедуру проведения аккредитации образовательных организаций и образовательных программ основного и среднего общего образования уполномоченным органом образования.
ПЛАКАТЫ И СТЕНДЫ
КАК СДЕЛАТЬ КЛАСС БЕЗОПАСНЫМ
Данный плакат призван представить необходимую информацию для принятия решений администрациям школ и закупающим организациям, в том числе об основных санитарно-гигиенических требованиях и требованиях к организации классных помещений образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении экологической и физической безопасности образовательных организаций Кыргызской Республики.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛ КЫРГЫЗСТАНА
Данный плакат призван представить визульную информацию для администраций школ и органов местного самоуправления об основных нормативных требованиях к организации территории образовательных организаций в соответствии со стандартами безопасной образовательной среды, действующих в Кыргызской Республики.
ЧИСТАЯ ВОДА ДЛЯ НАС!
Плакат призван представить наглядную информацию об основных санитарно-гигиенических требованиях и требованиях к безопасному качеству воды для образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении экологической безопасности в образовательных организациях Кыргызской Республики.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ — ОСНОВА УЧТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Только Жизнь создает условия для Жизни! Культура и цивилизация, организация социальной и экономической сфер жизни базируются на использовании ресурсов экосистем. При этом важно различать искусственные экосистемы, тесно связанные с жизнедеятельностью человека и естественные, которые поддерживают Жизнь как таковую, а значит, и всю систему нашего общества.
РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ КЫРГЫЗСТАНА
Политика охраны биоразнообразия направлена на обеспечение экологического равновесия. только естественные экосистемы могут выполнять функции формирования и регулирования климата. По состоянию видов, занесенных в Красную книгу, можно судить о благополучии экосистем и их возможности обеспечивать благоприятные условия для существования Жизни. Сокращение ареалов, числености, исчесзновение чувствительных к разрушению экосистем видов — сигнал опасности для человека.
ОБЛЕПИХОВЫЕ ЗАРОСЛИ — ЖИВОЙ ЩИТ ИССЫК-КУЛЯ!
Одно из главных достоинств Иссык-Куля — это его чистота. А знаем ли мы, что эта чистота — результат непрерывной работы самой природы? Каким же образом происходит процесс очищения? Неприглядные с виду болота на побережье и диковатые облепиховые заросли представляют собой самый настоящий, естественный механизм очистки вод Иссык-Куля. Это очень просто — не рубить, не уничтожать, а помнить, что облепиховые заросли — это природный фильтр, живой страж Иссык-Куля!
РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ КЫРГЫЗСТАНА: ИССЫК-КУЛЬ
Плакат посвящен редким и исчезающим видам животных, птиц, растений и насекомых, мерам по охране этих видов для сохранения естественных экосистем озера Иссык-Куль. Данное визуальное пособие будет полезно для проведения занятий со школьниками по вопросам сохранения краснокнижных видов Кыргызстана.
ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Плакат «Пищевая безопасность» призван представить наглядную информацию для принятия решений администрациям школ и закупающим организациям, в том числе об основных требованиях к безопасному качеству пищевой продукции для образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении безопасности и качества закупаемых продуктов для образовательных организаций Кыргызской Республики.
СТАБИЛЬНЫЙ КЛИМАТ — НАШЕ НАДЕЖНОЕ БУДУЩЕЕ!
Плакат «Стабильный климат — наше надежное будущее!» посвящен проблеме изменения климата, влиянию и последствиям этого процесса на териитории Кыргызстана. Данное визуальное пособие будет полезно для проведения занятий со школьниками по вопросам адаптации к глобальному изменению климата, практическим мерам и механизмам по смягчению влияния последствий этого процесса на здоровье и жизнедеятельность населения Кыргызстана.
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ
Детальнее узнать о «топ лучших хостингов» рекомедуем на сайте наших друзей
Больше почитать про «Аренда сервера» рекомедуем на сайте наших коллег